Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цолгинский детский сад «Колосок» Утверждено: и.о.заведующей _________ Д.В.Батуева Приказ № ____ от 10.09. 2021г Согласовано: Общим родительским собранием Протокол № 1 от 10.09. 2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021–2025 годы у. Цолга 2021 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду. 2. Цель и задачи воспитания. 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. 5. Нормативно-правовая документация. 6. Календарный план работы. 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду В МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программой. объединяются в целостный В связи с этим обучение и воспитание процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» является формирования общей культуры числе ценностей нравственных, здорового эстетических, образа жизни, личности детей, в том развития интеллектуальных, их социальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение непосредственным, воспитателя. так и этой формы опосредованным работы обеспечивается руководством со как стороны Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д. Воспитательный процесс в МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатель заботится о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Приоритетным в воспитательном процессе детского сада является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Для МАДОУ «Цолгинский детский сад» важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. 2. Цель и задачи воспитания Современный высоконравственный, национальный творческий, воспитательный компетентный гражданин идеал—это России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в детском саду– личностное развитие воспитанников, проявляющееся: 1.В усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2.В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3.В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач: развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями; формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей. 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МАДОУ «Тугнуйский детский сад»: Творческие соревнования Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах. МАДОУ «Тугнуйский детский сад» проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы в МАДОУ. Наш детский помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогу приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома. Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Праздники Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально- коммуникативных навыков. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники родителей детей ясельного возраста, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается. В МАДОУ «Тугнуйский детский сад» воспитатель и заведующий организуют праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ. Фольклорные мероприятия Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Пасха», «Масленница», «Вербное воскресенье», «Сагаалган», «Шагай наадан». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МАДОУ «Тугнуйский детский сад » Педагог, занятый в организации фольклорного мероприятия, должна учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.). Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников: формирование духовно-нравственных норм и ценностей; раскрепощение, снятие эмоционального напряжения; социализация, развитие коммуникативных навыков. В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, природосообразности детей: организованных игровой, музыкальной, согласно принципам театрализованной и коммуникативной. 4.Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ, организуемой в МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» воспитательной работы, осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации или с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов (учителей МБОУ «Цолгинская СОШ»). Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском саду являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МАДОУ «Цолгиский детский сад » воспитательного процесса являются: 1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника группы. Осуществляется анализ воспитателем совместно с заведующим с последующим обсуждением его результатов на заседании методического совета МАДОУ «Цолгинский детский сад» Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагога сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МАДОУ «Цогинский детский сад « Колосок» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим детским садом и воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых это: беседы с родителями, педагогом, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического совета детского сада. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых в детском саду мероприятий; качеством совместной деятельности воспитателя и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МАДОУ «Цолгинский детский сад» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать всему коллективу. 5. Нормативно-правовая документация Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. Основные локальные акты: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Цолгинский детский сад» 2. План работы на учебный год 3. Календарный учебный график 6.Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год Календарный план воспитательной работы МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» составлен в развитие рабочей программы воспитания МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» в 2021/22 году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с рабочей программой воспитания МБДОУ Детский сад № 3. Мероприятия Возраст воспитанников Ориентировочное Ответственные время проведения Творческие соревнования Конкурс детского рисунка «Золотая осень». 4-7 лет Октябрь Воспитатель Верхушина А.Г. Выставка поделок «Осенний калейдоскоп» Конкурс детского рисунка «Новый год». 1-7 лет Декабрь Константинова Е.Н. Бальжирова Г.Б. Выставка семейных поделок «Новогодняя игрушка» Выставка детского творчества «Сагаалган . (праздник «Белый месяц») Январь-февраль Выставка детского творчества посвященный Дню защитника Отечества. 3-7 лет Вторая неделя февраля Воспитатель Константинова Е.Н. Конкурс «Самая лучшая мама на свете». 2-7 лет Март Воспитатель Бальжирова Г.Б. Выставка поделок, изготовленных мамами воспитанников. Пасха. Масленица Апрель (3-я-1-я неделя апреля) Выставка детского творчества. Конкурс поделок из 4-7 лет Апрель Воспитатели природного материала «Природа – глазами детей» Конкурс детскородительских проектов 3-7 лет Май Воспитатели Последняя неделя октября Воспитатели: «Я и музыка» Праздники Праздник осени 1-7 лет Мамин праздник «День матери» Новый год «Сагаалган». (праздник «Белый месяц») Вторая неделя ноября Верхушина А.Г. Константинова Е.Н. Последняя неделя декабря Бальжирова Г.Б. Первая неделя февраля Третья неделя Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. февраля Третья неделя марта Праздник 8 Марта. Пасха. Масленица 2-7 лет Выставка детского творчества. День Победы Вторая неделя мая Фольклорные мероприятия День народных песен «Гуслица» «Сагаалган». (праздник месяц»). 3-7 лет Ноябрь Воспитатели: Февраль Верхушина А.Г. Константинова Е.Н. «Белый Бальжирова Г.Б. Знакомство с праздником белого месяца. Разучивание народного танца «Ёохор», песен и үреэлов. Игра «Шагай», «Бээлэй». Масленница 2,5-7 лет Март Вербное воскресенье Апрель Пасха Апрель День фантазий «В гостях у сказки» 1-7 лет Апрель