1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи реализации Программы 5 1.3. 6 Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в 6 том числе характеристики возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. 7 Планируемые результаты освоения программы Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 7 I. 1.4. 1.5. 1.6. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. III. 8 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности в соответствии с 8 направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации 12 Образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Способы и направления поддержки детской инициативы 17 Календарно-тематическое планирование Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 17 20 23 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 23 3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и 24 воспитания 3.3 Организация образовательной деятельности 25 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 26 Список литературы Приложение 2 Рабочая программа I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка «Мой край родной – Бурятия», является частью образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Цолгинский детский сад «Колосок», отражает национально-региональный компонент содержания программы. Для реализации программы «Мой край родной - Бурятия» в учебном плане не выделяется специально отведенного времени, содержание реализуется через различные виды совместной деятельности педагога с детьми - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, творческие мастерские, просмотр презентаций и познавательных фильмов согласно циклограмме планирования: 1 раз в месяц в младшей разновозрастной группе, 1 раз в неделю в старшей разновозрастной группе. Приобщение детей дошкольного возраста к познанию природы и национальных особенностей родного края осуществляется через: - расширение и углубление представлений детей о живой природе родного края; - освоение закономерностей, лежащих в основе природных явлений; -воспитание элементов экологического сознания, ценностного отношения к природе, нравственного поведения; - ознакомление с бытом и культурой народов населяющих Республику Бурятия; - расширение и углубление представлений о фольклоре Республику Бурятия, музыкальных произведениях и народов населяющих народных музыкальных инструментах; - ознакомление с национальными и культурными традициями народа населяющих Республику Бурятия. Кроме этого, решению задачи приобщения детей к национальной культуре способствует создание уголков (национального колорита в группе учреждения (произведения народного творчества, бытовые предметы, национальный орнамент, литературные произведения и др.) Развивающая среда призвана обеспечить реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей. Для нашей многонациональной республики, государства и общества важно, 3 чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру своего народа. Все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, высоконравственного человека. Одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является народное искусство. Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой Республики Бурятия. Она предполагает систему мероприятий с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий регионального содержания с учётом материал. Введение принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурноисторическим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным краем повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.). 1.2. Цели и задачи реализации Программы Цель: Осуществление комплексного подхода в развитии активности дошкольников в процессе приобщения к природе, истории и культуре родного края. Задачи: развитие у воспитанников положительного отношения к ознакомлению с родным краем; формирование общих представлений о своеобразии природы родного края (растительного и животного мира), воспитание гуманного, эмоциональноценностного и бережного отношения к ней; способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства; 4 формирование толерантного отношения к людям разных национальностей проживающих в Республике Бурятия посредством знакомства с их культурой, традициями, обычаями; расширение представлений детей о народных промыслах в Республике Бурятия; воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к результатам труда людей. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 1) поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников детского сада) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. В Программе учтены: - индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; - возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. В Программе учтены: - индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; - возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Содержание программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Региональные особенности (климатические, экологические) учитываются при организации режима жизнедеятельности детей, системы физического воспитания 5 дошкольников, реализуются в образовательных областях, приобщают воспитанников к традиционной культуре народов Бурятии. Это отражается при организации дополнительного образования в области познавательного развития (природа родного края, его история, традиции и пр.) художественно-эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); речевое развитие (чтении художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений); физическое развитие (туристические прогулки) социально- коммуникативное развитие байкальским песком, водой и природным материалом родного края, (игры с социоигровое взаимодействие детей и взрослых, с учетом многонационального состава населения Республики Бурятия особое внимание уделено этнокультурному компоненту в процессе диалога культур (русской, бурятской и др.). Возможность обучения детей бурятскому языку осуществляется в соответствии с п.1.9. ФГОС ДО. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Программа рассчитана для детей от четырех до семи лет, материал программы постепенно усложняется, это достигается за счет расширения и интеграции содержания программы, её обогащением новым жизненным опытом ребенка. Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. 6 Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры 1.5. - Ребенок проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов Бурятии, чувствует красоту и выразительность поэтического слова; имеет представление о литературных жанрах; - ребенок представление об проявляет истории, интерес к традициях исследовательской Республики деятельности; Бурятия, города имеет Улан-Удэ, Мухоршибирского района и через знакомство с произведениями искусства, проявляет интерес к окружающей природе, умеет правильно себя вести; - ребенок проявляет чувство патриотизма, гордости за свой город, людей проживающих в нем; поддерживает интерес к событиям, происходящим в городе, уважает традиции и культуру народа; использует в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры; проявляет отзывчивость на эмоции людей, героев литературных произведений; выполняет установленные нормы поведения, общую культуру; - проявляет трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе, к людям труда; - ребенок проявляет интерес к произведениям проявляет активность и самостоятельность в композиторов родного края; доступных видах музыкальной исполнительской деятельности; имеет представление о музыкальных понятиях; - ребенок проявляет интерес к искусству родного края, театру, имеет представление о видах искусства; активен в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого; - ребенок имеет представления об опасных для человека и природы ситуациях и способах поведения в них; - ребенок активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, подвижных играх; проявляет интерес к ним, узнаёт новые игры, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности. - ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку (городу) и его достопримечательностям. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. 7 - с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование. Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.). - для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов. Без удовольствия отражает впечатления о поселке и городе в деятельности. Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного поселка и города. Представления о малой родине поверхностны, часто искажены. 1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности Программа разработана для 3-х возрастных групп: средней, старшей и подготовительной к школе группах. Содержание программы обеспечивает развитие личности, и охватывает следующие направления развития и образования детей образовательные области: - Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; -Физическое развитие. Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и 8 может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмов развития ребенка. Образовательные области, их содержание и виды деятельности детей и взрослых в части программы, формируемой МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» Образовательные области и их содержание Виды деятельности детей - игровая, включая Социальносюжетно-ролевую игру, игру коммуникативное развитие -Усвоение обычаев, с правилами и другие виды принятых у коренных народов игры; республики, включая моральные и нравственные ценности; -познавательно-формирование исследовательская: уважительного отношения ко исследования объектов всем народам, населяющим окружающего мира и Республику Бурятия; экспериментирования с ними -формирование позитивных установок к различным видам народного творчества и ремесел коренных народов республики -познавательноПознавательное исследовательская развитие деятельность; -восприятие смысла -формирование первичных сказок, стихов, представлений о других народах, музыки, рассматривание картинок живущих в Республике Бурятия; -восприятие - о малой родине – родном художественной литературы селе, городе Улан-Удэ и и фольклора; -конструирование из Республике Бурятия, представлений о разного материала, включая модули, социокультурных ценностях конструкторы, коренных народов республики, о бумагу, природный и иной традициях и праздниках, об материал; изобразительная: особенностях природы лепка, Республики Бурятия, о ценности рисование, озера Байкал – жемчужины аппликация; -музыкальная планеты Земля. :восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, фольклора, пение, -музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах; Деятельность воспитателя - организация и проведение ролевых игр, игр с правилами и других видов игр с включением обычаев и традиций коренных народов республики; -подготовка и проведение подвижных игр и спортивных соревнований с имитацией элементов народных состязаний; -показ приемов бытового труда коренных народов республики, приобщение к различным видам народного творчества и ремесел коренных народов республики. -организация встреч с композиторами, певцами, художниками, детскими писателями различных национальностей, живущими в республике; -подготовка и организация совместного прослушивания музыки, чтение сказок и стихов, рассматривание слайдов с картинами – произведениями коренных народов республики; -организация представлений с приглашением театров, театральных студий и фольклорных ансамблей коренных народов республики; - рассматривание картин, фильмов о Байкале, проведение народных праздников с соблюдением традиций и обычаев коренных народов республики 9 -общение с взрослыми -приобщение детей к и сверстниками; ежедневным приветствиям на бурятском языке; -Овладение -восприятие смысла приветствиями на языках сказок, стихов, коренных народов, населяющих музыки, -чтение детской рассматривание картинок; Республику Бурятия; литературы бурятских авторов, посещение спектаклей на бурятском языке в театре - знакомство с бурятской «Ульгэр». детской литературой Речевое развитие Художественноэстетическое развитие -Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) коренных народов Республики Бурятия; -восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, художественной литературы и фольклора; - рассматривание и восприятие картин; - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - восприятие музыки, художественной литературы и фольклора коренных народов Республики Бурятия; -ознакомление с играми и праздниками коренных народов Республики Бурятия; Подготовка и прослушивание музыкальных произведений бурятских авторов, посещение музыкальных спектаклей бурятских композиторов в театрах г. УланУдэ, ознакомление или посещение художественных выставок произведений бурятских художников; - проведение праздников Сагаалган, - показ и приобщение детей к играм «Шагай наадан», - посещение мероприятий вовремя Сурхарбана (с родителями). -знакомство с настольными играми коренных народов Республики Бурятия. Содержание программы представлено в форме календарно-тематического планирования. Содержание программы распределено на 4 тематических блока: 1. Мир природы: «животный и растительный мир» 2. Деятельность людей: «бытовая культура» 3. Культурный облик родного края: «традиции и обычаи» 4. Четвёртое направление: «Искусство» Блок 1: «Животный и растительный мир» Цель: Дать детям понятие малой родины. Систематизировать и расширить знания детей о родном крае. Задачи: 10 1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, символикой и населенными пунктами Бурятии. 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края. Блок 2: «Бытовая культура» Цель: Познакомить детей с традиционно бытовой культурой народов Бурятии. Задачи: 1.Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Бурятии, дать понятие о ремёслах и промыслах. 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение. 3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Бурятии и восхищение их мастерством. Блок 3: «Традиции и обычаи» Цель: Познакомить с коренными народами Бурятии и дать представление об их традициях и обычаях. Задачи: 1. Познакомить с обычаями и праздниками народов Бурятии, обогатить представление детей о народных играх. 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение. 3. Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Бурятии. Блок 4: «Искусство» Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях. Задачи: 1.Углублять и расширять знания детей об известных людях Бурятии и их творчестве, о декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве родного края. 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, 11 воображение. 3.Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства. Программа рассчитана для детей от трех до семи лет, при этом последовательность тем сохраняется, однако при повторном возвращении к материалу содержание постепенно усложняется и наполняется новым содержанием. Это достигается за счет расширения и интеграции содержания программы, ее обогащения новым жизненным опытом ребенка, повзрослевшего на год. Системность и последовательность расположения материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей способствует эффективности усвоения материала о родном крае. Для каждой возрастной группы разработаны творческие задания, которые составлены таким образом, чтобы их можно было решать в игровой занимательной форме. Данные творческие задания позволяют находить множество решений одной и той же задачи. Программа реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): - для детей дошкольного возраста (3-5 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Формы реализации образовательной программы Наиболее эффективный путь обновления содержания дошкольного образования это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения детей. 12 Главная форма – это, конечно же, игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной. Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей. Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно. Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей. Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно- исследовательскую, трудовую деятельность. Здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок) Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В 13 этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий. Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и тем, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта. Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением. Проект — это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Беседы, загадки, рассказывание, разговор. Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Слушание музыки, исполнение и творчество. Методы реализации образовательной программы Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 14 Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. ); первичных методы создания условий, или организации развития у детей представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации); методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.); информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение); репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель); метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений; эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов). 15 Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные; Средства, направленные на развитие деятельности детей: двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); игровой (игры, игрушки); коммуникативной (дидактический материал); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.). 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 16 создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности; поощрение – одобрение, похвала,; награждение подарком; эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения; повышенного внимания и заботы; наказание – замечание; предупреждение, порицание4 индивидуальный разговор4 временное ограничение определённых прав или развлечений; образовательная ситуация; — игры; — соревнования; состязания; — выставки детских работ; 2.4. Календарно-тематическое — участие впланирование конкурсах — привлечение детей к украшению группы к различным мероприятиям Способы поддержки детской инициативы № Сроки проведения 1 Сентябрь 3 неделя 2. Сентябрь 4 неделя Тема занятия Мини-музей Продуктивная деятельность Рисование Блок «Животный и растительный мир» пейзажа Царство растений Растительный и животный мир Бурятии Красная книга Красная книга Бурятии Аппликация Рисование 3. Октябрь 1 неделя Царство животных 4. Октябрь 2 неделя 5. Октябрь 3 неделя Заповедни ки и националь ные парки Озёра и реки 6. Октябрь 4 неделя 7. Ноябрь 1 неделя Достопримеча тельности Бурятии Рисование Конструирование Диагностика Развивающая диагностичес кая Игра «Укажи лишнее» «Красная книга «Узнай места по описанию» Узнай места по картине» «Сложи картинку Скалы и горные вершины Байкал 17 8. Ноябрь 2 неделя Путешест вие по Бурятии Придумай сказку про путешествие саранки 9. Ноябрь 3 неделя Символика Музей символики Рисование, аппликация Блок «Бытовая культура» Развивающая игра «Раскрась флаг Бурятии», найди герб Бурятии» «Найди отличия Развивающая диагностическа я игра «Одень 1. Ноябрь 4 неделя Одежда 2. Декабрь 1 неделя Пища Посмотрите и определите, из какой национальной кухни это блюдо Развивающая диагностическая игра «Накрой стол» 3. Декабрь 2 неделя Жилище Аппликация «Укрась дом» 4. Декабрь 3 неделя Мебель «Дорисуй недостающие детали мебели» Развивающая диагностическа я игра «Расставь мебель в юрте» «Расставь мебель в избе» 5. Декабрь 4 неделя Ремесло бурятског о народа 6. Январь 3 неделя Ремесло русског о народа Ремесло эвенкийского народа 7. Январь 4 неделя Бытовая культура «Разукрась куклу» одежду» Улан-Удэ, Мухоршибирь на карте Бурятии Ремесла народов Бурятии Посмотрите и соедините линией предметы ремесла с профессией» Развивающая диагностическа я игра «Ремёсла» направление: «Традиции и обычаи» Февраль 1. 1неделя Коренны е жители Бурятии Народы Бурятии и их обычаи Определите и проведите линии к домам. «Кто где живет» Развивающая диагностичес кая игра «Определи по костюму» 18 Расскажите о правилах гостевого этикета Семейный проект «Фотоальбом» 2. Февраль 2 неделя Гостеприим ство 3. Февраль 3 неделя Моя семья 4. Февраль 4 неделя «Родствен ные отношения » 5. Март 1 неделя Рождество 6. Март 2 неделя Сагаалган Изготовление национального блюда «Буузы» 7. Март 3 неделя Пасха «Разукрась яйцо» Расскажите и расставьте своих членов семьи Народные праздники Лепка рождественс ких игрушек из теста Развивающая диагностичес кая игра «Расставь членов своей семьи» Развивающая диагностичес кая игра «Родословное дерево» Развивающая диагностическа я игра «Укрась ёлку», «Собери картинку» Блок «Искусство» Развивающая диагностическа я игра Соедините «Определи линией картину с жанры» автором 1. Апрель 1 неделя Литература «Определи и расскажи» 2. Апрель 2 неделя Живопись 3. Апрель 3 неделя Архитектура Нарисуй избу, юрту, замок 4. Апрель 4 неделя Декоративн оприкладное искусство Аппликация и рисование 5. Май 1 неделя Устное народное творчество русского народа «Мир сказок» Проект «Бабушкины сказки» Развивающая диагностическа я игра «Продолжи узор» «Почини коврик» «Подбери узор» Развивающая 19 6. Май 2 неделя Устное народное творчест во Устное бурятско народное го народа творчество эвенкийско Музыка го народа 7. Май 3 неделя 8. май 4 неделя диагностическая игра «Определи и расскажи» Послушайте и определите настроение музыки «Узнай по мелодии » 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; равно ответственность родителей и педагогов. Задачи: 1) формирование психолого- педагогических знаний родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; 20 участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом. Целью работы с семьями воспитанников является вовлечение родителей в процесс приобщения дошкольников к природе, истории и культуре родного края через взаимодействие с детским садом. Задачи: 1.изучать отношение родителей к вопросам отношения к ознакомления дошкольников с родным краем, 2.повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах приобщения детей к родному краю; 3.информировать друг друга об актуальных задачах приобщения детей к малой родине и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; 4.создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего воспитанию любви к своей малой родине; 5.выявлять и распространять положительный опыт приобщения к родному краю в семье; 6.мотивировать и привлекать родителей к совместной деятельности ДОО и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей ФГОС ДО по-новому определяет работу ДОО с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей к обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. открытых дверей, игры, тренинги, информационные стенды, с по- мощью которых происходит обучение родителей. Создание мини-музеев в группах: «Русская изба», "Бурятская юрта", "Народные 21 игры и игрушки", «Традиции», «Природа Республики Бурятия», «Мухоршибирский район, в котором я живу», и др. Родители принимают активное участие в сборе экспонатов и музейных предметов. Отбираются экспонаты на основе возрастных интересов детей. Музейная экскурсия проводится старшими дошкольниками. Экскурсоводом может стать каждый ребенок, кто умеет интересно, эмоционально и последовательно Семья главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Именно в семье ребенок получает первые уроки нравственности, закладываются его первые жизненные нормы. Поэтому задачи по развитию воспитанников положительного отношения дошкольников в процесс приобщения к природе и культуре родного края, решаемы лишь в тесном взаимодействии с семьей: это является и оптимальным решением семейных задач, и важнейшим условием эффективной деятельности ДОО. К современным подходам взаимодействия ДОО и семьи от- носят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. В рамках такого партнерского подхода определяются активные формы совместной деятельности с детьми и родителями. Традиционные формы работы с родителями: общие и групповые родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы, дни открытых дверей, игры, тренинги, информационные стенды, с по- мощью которых происходит обучение родителей. Создание мини-музеев в группах: «Русская изба», "Бурятская юрта", "Народные игры и игрушки", «Традиции», «Природа Республики Бурятия», «Мухоршибирский район, в котором я живу», и др. Родители принимают активное участие в сборе экспонатов и музейных предметов. Отбираются экспонаты на основе возрастных интересов детей. Музейная экскурсия проводится старшими дошкольниками. Экскурсоводом может стать каждый ребенок, кто умеет интересно, эмоционально и последовательно рассказывать, увлекается музеем. А родители - заинтересованные слушатели, для которых проводится экскурсия. Виртуальная экскурсия один из вариантов применения новых информационных технологий в образовательном процессе. С развитием компьютерной технологии появилась возможность проведе- ния виртуальных экскурсий в стенах ДОО. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за 22 пределами детского сада, города и даже страны. По сути, это мультимедийная фото- и видеопанорама. Родители оказывают помощь в их создании. Экскурсии по достопримечательным местам Мухоршибирского района, г. УланУдэ. Экскурсии по достопримечательным местам Мухоршибирского района, г. УланУдэ. Родители выступают непосредственными организаторами данных экскурсий, поскольку в настоящее время имеются трудности в вывозе детей на экскурсии за пределы территории детского сада. Поэтому родителям предлагаем темы и маршруты экскурсий на выходные дни. Заинтересованные родители идут навстречу предложениям педагогов. Проектная деятельность получила широкое распространение и апробацию в педагогическом процессе инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности в ДОУ по взаимодействию с семьей. В основу метода проектов заложена идея о направленности по знавательной деятельности дошкольников на результат, который до- стигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Интересной и эффективной формой совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта по определенной теме является лэпбук. Родители участвуют в сборе информации, помогают технически оформить материалы (фото, видео) и просто организовать экскурсии. III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы В детском саду оформлен кабинет бурятского языка, где собран материал о Республике Бурятия, городе Улан-Удэ, Мухоршибирском районе где мы живем. В каждой группе уголок «Край, где мы живем». Имеется библиотечка: журналы, книги, открытки о родном крае, альбомы “Животные и растения Бурятии”, коллекция иллюстраций, образцы полезных ископаемых, макеты интересных мест обитания животных и птиц. Есть карта республики, по которой мы путешествуем. Мебель, расписанная народными орнаментами. Реализация программы «Мой край родной - Бурятия», осуществляется в соответствии с учебным планом образовательной деятельности МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок». Объем недельной нагрузки определен в соответствии с 23 федеральным государственным образовательным стандартом и санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима. Структура и содержание программы состоит из четырёх направлений. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан-Удэ, Из-во «Республиканская типография», 2006. 2. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки. Загадки и детский фольклор – М., 1957. 3. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, Бурятское книжное из-во, 1982. 4. Будаев Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические Улан-Удэ, Бурятское книжное из-во, 1973. 5. Вардомский Л.Б., Дергачёв В.А. Регионоведение. М. ЮНИ ТИ-ДАНА, 2004. 6. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. –М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 7. Князева О,Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Изд-во «Детство-Пресс», 2002. 8. Лопсонова З.Б, Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят. Улан-Удэ. Изд-во «Белиг», 2006. 9. Лыгденова Р.Л., принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике. Улан-Удэ, 2003. 10. Могоева Д.Д. Методическое пособие. Улан-Удэ. Бурят. 11. З.И.Пазникова, Р.И.Карпова, С.А.Ступина Книж. Из-во, 1988. «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста» 12. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду .Ярославль, академия 1995. 13. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М. просвещение, 1972. 14.Улзытуева А.И.. Сультимова Е.В. Программа обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского, русско-бурятского). Улан-Удэ, 2007. 15. Шаракшинова Е.К. Пословицы и поговорки бурят. Иркутск,1981 24 3.3 Организация образовательной деятельности Образовательная программа реализуется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и один раз во второй половине дня согласно циклограмме. Возраст детей Длительность Периодичность 3—4 года 15 мин. 1 раз в месяц 4—5 лет 20 мин. 1 раз в неделю 5—6 лет 20—25 мин. 1 раз в неделю 6—7 лет 30 мин. 1 раз в недел ю 3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей среды с учетом ФГОС построена так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом Развивающая предметно-пространственная группы не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. В группе имеется уголок художественно-эстетического развития. Уголок трансформируемый и полифункциональный, как диктует ФГОС ДО, все атрибуты доступны детям. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда - основное средство формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность жизни, 25 способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Принципы создания предметно-развивающей среды: 1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора легко сменяемыми. 5. При организации предметной среды учитываются закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально потребностной сферы. 7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства учитывается ведущая роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 26 Список использованной литературы 1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан-Удэ, Из-во «Республиканская типография», 2006. 2. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки. Загадки и детский фольклор – М., 1957. 3. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, Бурятское книжное из-во, 1982. 4. Будаев Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические Улан-Удэ, Бурятское книжное из-во, 1973. 5. Вардомский Л.Б., Дергачёв В.А. Регионоведение. М. ЮНИ ТИ-ДАНА, 2004. 6. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. –М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 7. Князева О,Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Изд-во «Детство-Пресс», 2002. 8. Лопсонова З.Б, Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят. Улан-Удэ. Изд-во «Белиг», 2006. 9. Лыгденова Р.Л., принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике. Улан-Удэ, 2003. 10. Могоева Д.Д. Методическое пособие. Улан-Удэ. Бурят. 11. З.И.Пазникова, Р.И.Карпова, С.А.Ступина Книж. Из-во, 1988. «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного возраста» 12. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду .Ярославль, академия 1995. 13. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М. просвещение, 1972. 14.Улзытуева А.И.. Сультимова Е.В. Программа обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского, русско-бурятского). Улан-Удэ, 2007. 15. Шаракшинова Е.К. Пословицы и поговорки бурят. Иркутск,1981 27 Приложение Растительный и животный мир Республики Бурятия. Бурятия – один из красивейших регионов Восточной Сибири, край гор и степей. Природа Бурятии отличается поразительным разнообразием, в котором красота озера Байкал органично сочетается с бескрайними таежными пространствами, широкими реками и снежными вершинами Саянских горных хребтов. Рельеф местности преимущественно горный. Самой высокой точкой в Восточных Саянах является гора Мунку-Садык, расположенная на границе с Монголией. Бурятия соседствует с республиками Монголией, Тывой, а также граничит с Иркутской областью и Забайкальским краем. На территорию Бурятии приходится основная часть (примерно 60 процентов береговой линии) крупнейшего на планете пресноводного озера Байкал, обладающего статусом «Всемирного Наследия» ЮНЕСКО. Среди природных зон республики можно выделить степную, лесостепную, тайгу, высотную поясность, а также тундру. При этом переходы от одной природной зоны к другой плавные, поэтому выделить их четкие границы невозможно. Основную часть всей территории Бурятии занимает горная тайга. Среди деревьев здесь преобладают сосны, ели, кедры, лиственница, пихта, березы, осины и тополя. По склонам гор поднимаются многочисленные кустарники. Весной среди просыпающейся тайги начинает цвести розовато-фиолетовым цветом багульник (рододендрон даурский). В летнее время леса и горы, а особенно горные плато Бурятии пестреют цветами. Здесь можно встретить целые поляны, покрытые оранжевыми, огненно-красными и ярко-желтыми лилиями удивительной красоты. В лесах произрастает множество лекарственных растений, широко используемых в народной медицине (боярышник, чабрец, подорожник, чистотел). Можно также упомянуть среди них: родиолу розовую, солодку уральскую, пионмарьин корень, термопсис ланцетный и пр. В осеннюю пору поспевает множество диких ягод: брусники, черники, голубики, клюквы болотной, алтайской жимолости, дикой смородины, дикой малины, облепихи, черемухи. Реже удается встретить яблоню-дичок и сибирский абрикос. В бурятских лесах много грибов. В степной зоне типичны такие растения, как типчак, полынь, богородская трава и лапчатник. Озеро Байкал со всех сторон обступают горы, покрытые тайгой, состоящей из кедров, сосен, берез, осины и лиственницы. 28 На территории Джергинского заповедника, расположенного на севере Бурятии, преобладают высотные растительные пояса. На тысячи метров протянулись лесостепи, березовые и лиственные леса сменяются степями. Из деревьев чаще всего здесь попадаются сосны и осины. Лесостепи сменяют сосняки и лиственные леса, а затем заросли кедрового стланика. Горы покрыты каменистыми россыпями, перемежающимися с участками горной мхово-лишайниковой тундры и редкими вкраплениями вереска, лапчатки и дриад. В Тункинском национальном парке преобладает таежная растительность, состоящая в основном из сибирских кедров и лиственницы. На горных вершинах встречаются участки тундры и альпийские лужайки. В республике обнаружено свыше 1800 видов особо ценных высших сосудистых растений, числящихся в Красной Книге России и Бурятии. Здесь произрастает множество декоративных кустарников. Можно перечислить: черемуху, шиповник, сибирскую яблоню. В горах кое-где сохранились реликтовые виды редких растений, в том числе хвощей и папоротников. Животный мир Бурятии Животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор. Например, в мондинской котловине живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Из птиц: тетерева, глухари, рябчики, куропатки, сойки, кедровки, дятлы. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенную, остромордая лягушка. Особенно редким гостем среди млекопитающих Бурятии, занесенным в Красную книгу России, является снежный барс. Помимо него, в Бурятии обитают не менее редкие архары и красные волки. Среди промысловых видов здесь часто встречаются ондатры, длиннохвостые суслики, изюбри, олени, косули, кабарга, ласка и заяц-беляк. В степях обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяцтолай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и 29 лисицы. Среди степных птиц типичными представителями являются куропатки, жаворонки и дрофы. Настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день. Здесь также водятся: байкальский осетр, щуки, сомы, лещи, окуни, карпы, а также белый байкальский хариус, даватчан, сорога и сиг. Из хищных птиц – белохвостый орлан и многие другие редкие виды. 30