2 Пояснительная записка к учебному плану 2023-2024 учебный год Учебный план МАДОУ «Цолгинсий детский сад «Колосок» на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с: ∙ Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации»; ∙ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее - ФГОС ДО); ∙ Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования (далее ФОГ] ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.112022 № 1028 утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; ∙ «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. 373; ∙ СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; ∙ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28; ∙ Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ; ∙ Уставом МАДОУ. Учебный план МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» на 2023-2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» является общеобразовательным учреждением. 3 Основные задачи МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, с учетом его индивидуальности, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В 2023-2024 г. в МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» функционирует 2 разновозрастный группы: - Младшая разновозрастная группа от 1,5 до 4 лет; - Старшая разновозрастная группа от 4 до 7 лет; Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Цолгинский детский сад Колосок”, разработанной и утвержденной учреждением самостоятельно. Учебный план МАДОУ «Цолгинский детский сад «Колосок» соответствует Уставу МАДОУ, общеобразовательной программе. В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; 4 принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём непрерывной образовательной нагрузки: - ранний возраст – 20мин - для детей от 3 до 4 лет 30 минут; - для детей от 4 до 5 лет 40 минут; - для детей от 5 до 6 лет– 45 минут; - для детей от 6 до 7 лет и 1,5. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. 5 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба 6 организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Организация образовательного процесса. 1. Режим работы учреждения. Продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу) Время работы ДОУ 9.00 часов в день (с 8.00 до 17.00) Не рабочие дни Суббота, воскресенье, праздничные дни Продолжительность учебного года. Учебный год С 1.09.2023 по 31.05.2024 36 недель I полугодие С 1.09.2023 по 31.12.2023 17 недель II полугодие С 10.01.2024 по 31.05.2024 19 недель Учебный план на неделю, месяц, год № 1. Образовательная область Младшая разновозрастная группа от 1,5 до 4 лет; Старшая разновозрастная группа от 4 до 7 лет; в неделю в неделю в месяц 7 в год в месяц в год 1 4 Кол-во занятий 3 36 1 4 36 1.2 Речевое развитие 2 8 Развитие речи 2 8 4 ежедневно 16 1.1 Познавательное развитие ФЭМП Ознакомление с окружающим миром Чтение художественной литературы 1.3 Художественно-эстетическое развитие Музыка Художественное творчество - рисование - лепка -аппликация 1.4 Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Итого: 2. 12 108 2 1 8 4 72 36 72 2 8 72 72 2 8 72 ежедневно ежедневно ежедневно 4 16 144 144 2 8 72 2 8 72 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 3 2 1 10 12 8 4 40 108 72 36 360 3 2 1 12 12 8 4 48 108 72 36 432 Занятия по самостоятельной части 2 8 72 По СанПину Не более 10 14 Конструктивно-модельная деятельность: еженедельно во 2-ой половине дня в совместной деятельности ребенка и воспитателя Познавательно-исследовательская деятельность : совместная деятельность на прогулках, во 2ю половину дня, в режимных моментах, образовательной деятельности. ОБЖ: совместная деятельность на прогулках, во 2ю половину дня, в режимных моментах, в организованной образовательной деятельности. 8 Таблица: организация занятия с разновозрастной группой Форма организации Когда применяется Вся группа занята одним видом деятельности Введение в тему. Объявления общих правил и условий. Разъяснение поэтапных шагов задания. Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.). Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу. Занятие проходит одновременно у всех, но каждая Учебная деятельность по одному разделу программы, но с группа выполняет свои задания. различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу. Работа с одной подгруппой. Остальные дети Используется при изучении особенно сложных тем по математике занимаются другим видом деятельности под или обучении грамоте. присмотром помощника воспитателя. Совместная работа с двумя подгруппами Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. 9 Схема проведения занятия с поэтапным началом 1-ый этап младшая старшая младшая старшая 2-ой этап Активная работа с младшими детьми Изучается новая тема. Дети работают в парах, или Проводятся выполняют индивидуальные занятия самостоятельную работу Схема проведения занятия с поэтапным окончанием 1-ый этап Одновременное начало для всех детей. Организационный момент: сюрприз, сказочный персонаж… 2-ой этап Активная работа с младшими детьми и завершение занятия Дети работают в парах, или выполняют самостоятельную работу на повторение и закрепление 3-ий этап Одновременная работа со всеми детьми: беседа, обсуждение, подведение итогов 3-ий этап Заключительный этап и подведение итогов Социально-коммуникативное развитие реализуется во всех видах совместной деятельности и режимных моментах. Познавательно-исследовательская деятельность- ежедневно в совместной деятельности Конструктивно-модельная деятельность – раз в неделю во вторую половину дня в совместной деятельности взрослого и ребенка. Расписание образовательной деятельности (1.6 -2г) Дни недели Понедельник Образовательные области 1. Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 2.Музыкальное 10 9.30-9.40 9.50-10.00 Вторник 1. С дидактическим материалом 2. Развитие движений Среда 1. Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 2.. Со строительным материалом 1. С дидактическим материалом 2 Музыкальное Четверг Пятница Всего в неделю 9.30-9.40 9.50-10.00 1. Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 2. Развитие движений 10 9.30-9.40 9.30-9.40 9.50-10.00 9.30-9.45 10.50 -11.05 Примечание: длительность занятия от 4 до 8-10 минут. Детей объединять по 4 – 6 человек Расписание образовательной деятельности в младшей и старшей разновозрастной группе Дни недели Младшая разновозрастная группа Старшая разновозрастная группа Понедельник 1. Познавательное развитие (ФКЦМ) 2. Физическое развитие 1. Познавательное развитие (ФКЦМ) 2. Художественно-эстетическое развитие (музыка) Вторник 1. Художественноэстетическое развитие (рисование) 2. Музыка 1. Познавательное развитие ФЭМП. 2. Художественно-эстетическое развитие (рисование) 3. Физическое развитие 11 Среда 1. Познавательное развитие (ФЭМП) 2. Физическое развитие 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие (ФЦКМ) 3. Физическое развитие Четверг 1. Художественно-эстетическое 1. Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) 2. Художественно-эстетическое развитие (лепка 2 и 4 недели) (аппликация 1 и З недели) 3. Художественно-эстетическое развитие (музыка) развитие (лепка, аппликация) 2. Художественно-эстетическое развитие (Музыка) Пятница 1. Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) 2. Физическое развитие. 1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) 2. Физическое развитие (на воздухе) Примечание: - познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром (чередуется «Предметное окружение» и «Природное окружение») - часть программы, формируемая участниками программы (парциальная программы, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности) во вторую половину дня в совместной деятельности взрослого и ребенка не меньше раза в неделю. - Конструктивно –модельная деятельность планируется во вторую половину дня в совместной деятельности взрослого и ребенка не меньше раза в неделю. 4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: 12 Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. на основании раздела IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 3.Организация деятельности детей в летний оздоровительный период. В летний период с 1.06 по 31.08 организованная образовательная деятельность с детьми не проводятся. Планирование оздоровительной деятельности детей в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика осуществляемых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различно и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. 13