07.02.2020
03.12.2018
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, несмотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14 О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается в вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если .....?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик.
35. Как резать еду.
36. Как складывать белье.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Привязанность к вашему супругу.
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
50. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
51. Чувство вины.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
59. Делайте ванну в конце длинного дня.
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
03.12.2018
Самооценка. Что это такое?
Это то, как человек оценивает себя, свои поступки, свои возможности. Мы сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих способностях и возможностях, чертах своего характера, человеческих качествах. Так складывается наша самооценка. Если самооценка адекватна, то человек может соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная же самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать и т.п.) так и не научился!" Родители не задумываются, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои успехи и неудачи, свои возможности. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствует ли ему успех.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они с удовольствием участвуют в играх и не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они неохотно участвовать в играх, т.к. боятся оказаться хуже других. А если участвуют, то часто обижаются. Нередко дети, которым дается негативная оценка в семье, пытаются компенсировать это в общении со сверстниками. Они стремятся всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем хотят быть лучше других. От такого ребенка часто можно услышать: "Я - самый лучший (сильный и т.п.). Вы должны меня слушать". Он бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас узнал своего ребенка?
Тест «ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕК»
Какая самооценка у вашего малыша?
Хотите проверить? Это легко сделать с помощью теста "Десять ступенек". Этот тест используют с 3-х лет.
Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше. И так далее. А на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому лучше его об этом переспросить. А теперь задайте вопрос, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке (поставит куколку). Вот задание и выполнено. Остается сделать выводы:
• если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка;
• если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) самооценка;
• если на 8-ю, 9-ю, 10-ю, то самооценка завышена.
!!! Но для дошкольников завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку!!!
Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)?
Уровень самооценки может изменяться. Наше обращение к ребенку, оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все оказывает влияние на отношение малыша к себе. Значит, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям в формировании адекватной самооценки
• Не нужно оберегать ребенка от повседневных дел. Не стремитесь решить за него проблемы, но и старайтесь не перегружать его. Пусть малыш поможет с уборкой, самостоятельно польет цветок. Пусть он получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не ставьте перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще не дорос.
• Не нужно перехваливать ребенка. Но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не хвалите его за это каждый раз, но если у него получилось поесть аккуратно, обязательно отметьте это достижение.
• Всегда поощряйте в ребенку инициативу.
• Знайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения как к успехам, так и неудачам. Вот Вам пример: "У мамы не получились оладьи, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Оладьи не получились! Никогда больше не буду печь!"
• Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, какой он был вчера или будет завтра.
• Искренне любите своего ребенка и показывайте ему свою любовь!
19.11.2018
«Адаптация ребёнка к детскому саду»
В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст - наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него - игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!». Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.
Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Маша пошла в садик. У Маши в садике будет свой шкафчик. Маша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик?», «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть». Предлагаем такую игру «Иди ко мне”. Ход игры: мама отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, она его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?.
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2. В уголке для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак, обед, сон, полдник, укладывание на ночь. И стараться максимально придерживаться этого режима.
3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день- до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведём консультацию.
Имейте в виду, что пока ваш ребёнок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
И ещё один маленький, но очень важный момент: перед каждым из вас лежит анкета- знакомство. Для того чтобы мы лучше узнали вашего малыша, помогли ему скорее освоиться в саду, как можно более полно ответьте на вопросы анкеты (см. ниже).
И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть.
Удачи вам!